ДОКЛАД СПЕЦИАЛИСТА НПА о результатах обследования членов религиозной общины “АУМ Синрикё”

Мной, нижеподписавшимся, в период с 02.08 до 13.09.94г. было проведено обследование добровольно обратившихся членов общины религиозного Центра “АУМ Синрикё” (в дальнейшем – АУМ). Обследование было согласовано с президентом НПА – Ю.Савенко.
            Я не являюсь ни пристрастным сторонником движения АУМ, ни его прозелитом. Моя позиция заключается в том, чтобы максимально объективно оценить психическое состояние обследуемых и на основании этого сделать правильные выводы.


Статистика: 
Всего обследовано 29 человек, 15 мужчин и 14 женщин. Возраст обследованных от 19-и до 57-и лет; около половины (17 человек) в возрасте от 20 до 27 лет. Жили в семьях 20 чел., 7 чел. были одинокими и двое временно оставили семью, будучи “саманами” (практика, близкая к монашеству). Работали 10 человек, учились в ВУЗах – 12, не работали 4 чел., были пенсионерами трое. Пять человек в прошлом переносили те или иные психические расстройства, чаще всего невротического и аффективного регистра (депрессии), находились под наблюдением психоневрологических диспансеров, трое из них лечились в психиатрических стационарах. Остальные (24 чел.) к психиатру никогда не обращались, хотя некоторых из них (9 чел.) в прошлом, до занятий в АУМ, беспокоили различные нервные расстройства (“нервозность”, “закомплексованность” и т.д.). Ряд обследуемых, в т.ч. из вышеназванной группы – всего 10 чел. – в прошлом страдали различными физическими недостатками, недомоганиями и болезнями.

Наблюдения: 
            Никто из обследуемых не предъявлял жалоб на здоровье. Наоборот. Все они отмечали его улучшение и связывали это с занятиями в АУМ. Уже с самого начала занятий они избавлялись от таких расстройств, как кожные болезни, аллергические реакции, ожирение, желудочно-кишечные, сердечные и легочные расстройства, приступы бронхиальной астмы и т.д., становились более выносливыми, крепкими, стойкими к инфекционным вспышкам. Особенно показателен пример Королевой Л.Н., которая после перенесенного в 1992 году кровоизлияния в мозг мучилась от постоянных головных болей, головокружения, не могла наклонять голову, поворачивать туловище, теряла память на названия предметов (амнестическая афазия); испытывала затруднения в речи (моторная афазия); у нее резко снижалась память (прогрессирующая амнезия); она не могла ездить в метро, испытывая там тяжелейшие приступы сердцебиения и страх смерти. После занятий в АУМ у нее исчезли все эти тягостные расстройства, восстановилась коммуникативная способность, не стало речевых затруднений, значительно улучшилась память; она получила возможность совершать самые сложные движения и принимать самые трудные асаны – вплоть до позы “березка” (стойка на голове). 
            Стремление избавиться от физических недугов привело в АУМ двух человек. У остальных этому предшествовал более или менее длительный период духовных поисков, а также душевного дискомфорта. Многие из членов общины до вступления в АУМ читали эзотерическую восточную философскую и религиозную литературу, самостоятельно практиковали йогу, задумывались над смыслом жизни и над ее вечными вопросами: о добре и зле, теле и духе, о Вселенной, о Боге и т.п.; некоторые принимали крещение и посещали православный храм. Однако только при обращении в АУМ они, говоря их языком, находили то, чего искали. 
            Особенно выраженными эти поиски истины с концентрацией внимания на собственных духовных и физических качествах, с осознанием реальной ценности своего “Я”, с размышлениями об общефилософских вопросах жизни и стремлением к самосовершенствованию отмечались у молодых людей, что так характерно для юношеского возраста. Эти поиски не носили характера патологии (гебоидности, “метафизической интоксикации”, или черт “фершробен”), что подтверждалось исследованием их статуса на момент освидетельствования. 
            В психическом статусе всех без исключения обследуемых отмечались доброжелательность, открытость, правдивость и понятность их переживаний и высказываний. В некоторых случаях в беседе прорывалась безапелляционность и категоричность, но без фрондирования и эпатажа, а как проявление юношеского максимализма и увлеченности, что вызывало у собеседника невольную симпатию. Не было также и холодного отвлеченного, либо ходульного декларирования особого мировоззрения, а всегда сохранялось стремление к диалогу. Симптомов первого ранга, без которых немыслима диагностика психотических расстройств (бред, галлюцинации), ни у кого из обследуемых, в том числе находящихся под наблюдением психоневрологических диспансеров, не отмечалось, а особая терминология и толкование мистических реалий являлись результатов веры и религиозного опыта. 
            В описании своих конфликтов с родителями, недовольными их занятиями в АУМ, молодые люди проявляли терпимость доброжелательную готовность искать компромиссы; считали опасения за их психику необоснованными; не понимали, какой смысл родители вкладывают в понятие “зомбирование”, “кодирование”, которыми характеризуют действия т.н. “Достигших” и “Совершенных”, т.е. учителей АУМ; в спокойной форме выражали недовольство родительской ксенофобией (неприязнью к японцам), называя ее “черносотенской психологией”. Один из обследуемых (Л.) показал, что если рассуждать понятиями его партийной тети, которая, считая религию “опиумом для народа”, всю жизнь с ней боролась, то телевидение “зомбирует" сильнее, чем что-либо. 
            Все обследуемые, в том числе и находящиеся под наблюдением психиатров, отмечали, что в результате занятий в АУМ стали счастливыми, стали лучше понимать жизнь и людей, у них появилась тяга к добрым делам и поступкам (Е.: “Хочется делать добро”); настроение спокойное, ровное (“Стало легче на душе”, “Стало легче общаться”); значительно улучшилась память и умственная работоспособность. Один из членов общины (К.), в прошлом перенесший психическое заболевание и имеющий в связи с этим группу инвалидности, в своем письме отмечает, что в результате занятий в АУМ он вспомнил забытый во время болезни иностранный язык, изучил второй, дописал научную работу, а до этого не мог решить простую арифметическую задачу. Другая больная (К.) в процессе настоящего обследования перешла с 2-й на 3-ю группу инвалидности, начала работать, у нее полностью исчез сенестопатически-ипохондрический синдром, длившийся в течение нескольких лет. Вообще все психические больные (5 чел.) отмечали значительное улучшение своего душевного состояния, чего не было во время биологической психофармакологической терапии. Клинически у них отмечались ремиссии и интермиссии.

Выводы:

Занятия в АУМ не приводят к психическим расстройствам. В любом храме (а православной церкви, в синагоге, в мечети) можно встретить людей с психическими отклонениями, но это не значит, что таковыми их сделала религия. Субъективно и объективно у всех пяти человек, в прошлом перенесших психические расстройства отмечались значительные улучшения.
Занятия в АУМ не наносят ущерба также и физическому здоровью. Наоборот, оно только укрепляется.
Ухудшение в состоянии общего здоровья не отмечается ни у одного из наших обследованных.
Ни один из обследованных не употреблял спиртного, не курил, не употреблял наркотиков, не вел беспорядочной половой жизни, не лгал, не был завистливым, жадным, агрессивным, т.е. проявлял высокие нравственные качества. Однако суждение об этой стороне не является прерогативой психиатра.
В.Г.Батаев
Специалист НПА, психиатр высшей категории
15.09.94
Блог: АУМ Синрике

Следующее Предыдущее

Leave a Reply