Экспертное заключение НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского госуниверситета

Анализ результатов научного исследования, основанного на использовании методики, разработанной НИИ комплексных социальных исследований, но включающей принятые в мировой практике клинические медико-психологические шкалы, позволил сделать следующие основные выводы:

Среди верующих “АУМ Синрикё” от 33 до 50% составляют лица с высшим образованием, что подтверждает сложившееся представление о стремлении интеллигенции к обновленным, особенно восточным религиозным культурам.

Более 60% верующих общины (из числа обследованных) происходят из семей, где оба родителя принадлежат к одной национальности, преимущественно из чисто русских семей. Этим опровергается бытующее мнение относительно того, что к новым религиям тянутся прежде всего представители некоренных наций и дети от смешанных браков.

Показатель психической неуравновешенности, выстроенный на базе широко применяемого клинического Миннесотского многопрофильного личностного инвентария (MMPI), свидетельствует о высоком уровне психического баланса верующих “АУМ Синрикё”, который превышает показатели других обследованных групп населения (опрошено свыше 1000 православных, лютеран, кришнаитов, атеистов, агностиков).

Показатель асациальности, выстроенный на базе популярного личностного теста Кэттелла 16 РФ показал очевидную близость “среднего верующего” “АУМ Синрикё” к среднему базовому показателю, что опровергает упреки в агрессивных помыслах верующих АУМ.

Показатели общительности и откровенности по разработанному нами тесту “септ-аккорд”, тесно коррелирующие с факторами экстраверсии и шкалой лжи в известном американском тесте профпригодности Д.Кеёрси, опровергают заключение о нелюдимости верующих “АУМ Синрикё”, а по показателю откровенности последние значительно превышают средние характеристики представителей других конфессий и атеистов.

Имеющиеся данные позволяют оспаривать мнение о чрезмерной внушаемости, воспитываемой у верующих общины. Судя по нашему тесту, догматичность и критичность восприятия у верующих “АУМ Синрикё” является не фиксированной, а ситуативной, что не может вызывать ни медицинского беспокойства, ни тем более – карательных санкций.

Резко отличают верующих “АУМ Синрикё” от прочих обследованных групп лишь показатели силы воли (выше, чем у остальных) и проявление темперамента, холеричности (ниже, чем у остальных). Этого и следовало ожидать по характеру используемых психофизических упражнений (из йоги и даосизма), благодаря которым удается регулировать и контролировать всплески эмоций, обычно считающиеся наследственно детерминированными. Такому результату упражнений можно только позавидовать, поскольку специалисты по психологическому тренингу Петербургской, Новосибирской и других школ ставят себе это целью, но далеко не всегда достигают. Абсурдно и нелепо выглядят обвинения, направленные на юридическое ограничение использования подобных упражнений, якобы служащих “психологическим оружием” в чужих руках.

Исследование выполнено старшим научным сотрудником Института комплексных социальных исследований, руководителем центра “Учения религиозных организаций о Боге и обществе в России”, кандидатом психологических наук Богдановым Виталием Анатольевичем.

В.Т.Лисовский, директор НИИ комплексных социальных исследований, чл.-корр. РАО, действительный член Международной АН ВШ, проф., д. ф. н.
19.09.94

Следующее Предыдущее

Leave a Reply